Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Муниципальном музее 

"Детская картинная галерея" г. Самары

в 2012 г.

 

 

 


 

 

 

 

 
 

С 15 марта 2012 года

   

 

         
 

 

   

     
             
 

Открытие

 
 

 

Выставка «Рядом с Руссо и Пиросмани» посвящена наивному искусству. Термин «наивное искусство» происходит от французского naïve из латинского natives «природный, естественный, коренной, врожденный, изначальный». На выставке мы используем этот термин в узком смысле, понимая под наивным искусством творчество непрофессиональных художников, которое, как правило, не связано с господствующим художественным стилем эпохи.

Вильгельм Уде, один из первооткрывателей наивной живописи во Франции, назвал Анри Руссо, Луи Вивена, Камиля Бомбуа и других наивных художников «живописцами свя­того сердца». Наивная живопись, по его мнению, - это выражение индивидуального поэтического видения художников.

Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество.

Многие наивные художники начали писать картины, став пенсионерами. Очень часто прожитая ими жизнь была тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Но из-под кисти художников выходили удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Эта наивная гармония свойственна и юным художникам, поэтому на выставке представлены также детские картины из фондов МДКГ.

 

Наивная живопись оказала влияние на различные направления современного искусства: от метафизической живописи до «фантастического реализма» и сюрреализма, и на таких мастеров, как Пауль Клее и Марк Шагал. 

Первый зал выставки отдан репродукциям картин самых известных наивных художников (Н.Пиросманашвили, А.Руссо, К.Бомбуа, И.Генералич, И.Селиванов, бабушка Мозес и другие). Это позволяет говорить об истории наивного искусства, всерьез заявившего о себе в 1885 г. на Салоне независимых художников, где были показаны картины Анри Руссо.

 

В каминном зале особняка экспонируются 8 работ известного самарского художника, члена Союза художников Ивана Васильевича Карпунова (1909-2004) из коллекции ДКГ. Его работы отличает плоскостная манера письма, сказывается влияние русской иконы 14-15 вв., которую очень ценил художник.  Карпунов говорил, что когда первый раз увидел икону, она потрясла его пятном, большими отношениями красного, синего, охр, большими отношениями теплого и холодного. Главным для него в искусстве был цвет: «Как угадать, чтобы картинная плоскость запела цветом».

В том же зале выставлены картины зав. сектором зарубежного искусства Самарского художественного музея, члена СХ, искусствоведа Валентины Черновой, работающей в стилистике наивного искусства.

 

 

Также на выставке представлены картины современных самарских художников, не получивших профессионального художественного образования. Это Владимир Ясинский, Ольга Артемьева, Евгений Бабушкин. Надежда Бердникова, Ольга Германова, Владимир Игнатьев, Татьяна Казакова, Азат Надиров, Николай Шишин и Татьяна Шмакова. Специально для выставки прислала в дар Детской картинной галерее свою работу липецкая художница Светлана Немонтова.

 

 

 

На входе в ДКГ посетителей встречают картины молодого кинельского художника Дмитрия Панфилова, который представляет как рисунки, выполненные в нарочито детской манере («Вагончики», «Божья коровка», «Моряки»), так и стилевые трансформации увиденного («Перуанцы», «Перуанка», «Женщина в национальном костюме»), в которых нет навязанного сходства с привычными образами восприятия, например, национальности. Художник пробует себя в разных материалах - масло, темпера, фломастер, карандаш, компьютерная графика. Автор представляет декоративные по цвету, пластичные, органичные рисунки, в изобразительный ряд которых вплетаются надписи, как иероглифы в восточной культуре и надписи в русском лубке. Сам лубок представлен в «Словаре искусств».  

 

Выставка «Рядом с Руссо и Пиросмани» будет открыта для посетителей МДКГ по адресу: ул.Куйбышева, 139  в марте-апреле 2012 года.

 

 
 

 

 
         
 
   
   

 

 

 

С 23 августа 2012 года

 

 

Открытие

 

Традиционно летом в Детской картинной галерее открывается выставка «Эксклюзивной куклы особняка Клодта». За последние годы коллекции исторической костюмной куклы увидели в 11 городах Самарской области, Казани, в 2009 г. в Венеции в Музее исторического костюма Museo di Palazzo Mocenigo, а в 2011 в Государственном Кремлевском Дворце (Москва).  

Выставка 2012 года, одиннадцатая по счету, представит зрителям четыре коллекции мастерской Ольги Александровны Бакановой: «Костюм русской знати допетровской эпохи», «Рококо», «Ампир и Бидермайер» и «Эклектика и Модерн». Причём две последние коллекции зрители увидят в отреставрированных малых залах особняка Клодта (работы выполнены ООО «Реанта»). 

 

Баканова О.А.

 
 

В каминном зале особняка представлена обновленная экспозиция премьерной коллекции прошлого года «Костюм русской знати допетровской эпохи». Эта коллекция стала первой коллекцией русского костюма за всю историю «Эксклюзивной куклы». Несколько образов создано по мотивам костюмированного бала 1903 г. в Зимнем дворце. Все участники этого грандиозного празднества были в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича: Николай II был одет в костюм самого Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. На остальных куклах наряды русской знати XVI-XVII веков: молодого боярина в чуге и охабне, боярина в горлатной шапке, молодой боярыни в летнике, боярышни в опашне с ожерельем и др. 

Помимо достоверного воспроизведения эпохи в костюме, куклы помещены в интерьеры своего времени, что делает приближение ко времени более полным (автор: Самсонова Марина, роспись: Даньчина Оксана, Макарова Галина, работа по дереву: Кишкин Олег). 

 

 

 

 

 

В зеркальном зале зритель встретится с одним из самых фривольных и чувственных стилей за всю историю культуры. Коллекция авторской костюмной куклы «Рококо» представляет моду XVIII века, которая выражает театральность и грацию этого времени. Среди кукол есть как те, которые имеют исторические прототипы (маркиза де Помпадур, Мария Антуанетта), так и придворные дамы и кавалеры, демонстрирующие общие стилевые тенденции. В коллекции представлены и ранее созданные куклы, и совсем новые. Среди премьер зритель увидит авторские работы Ольги Бакановой и куклы учениц её мастерской Ирины Гайнуллиной и Дарьи Куваниной. Прически кукол, фигуры и детали костюмов создаёт Ольга Лаврентьева, реставратор и многолетняя помощница Ольги Бакановой.

Репродукции картин и гравюр, бутафория предметов интерьера (автор Самсонова Марина) создают среду и насыщают её деталями, которые так важны для эпохи Рококо. 

 

В одном из отреставрированных малых залов музея расположилась коллекция кукол «Ампир и бидермайер» (I половина XIX в.). Из 13 кукол коллекции 5 имеют исторические прототипы. Четыре персонажа связаны с историей Самарской губернии – это владелец  усадьбы Усолье Владимир Петрович Орлов-Давыдов, его супруга Ольга Барятинская в свадебном платье, а также графини Наталья Давыдова и Мария Барятинская, матери главных героев коллекции.  

Земли самарского “графства” знаменитых в XVIII в. пятерых братьев Орловых – Усольская вотчина – в конце века стали принадлежать младшему из них – Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). После него в результате сложных наследных условий огромную вотчину унаследовал внук – Владимир Петрович Давыдов (1809-1882) – сын его дочери Натальи. Но только в 1856 г., когда не осталось никого из рода Орловых, ему и его потомству было Высочайше разрешено называться “его сиятельство граф Орлов-Давыдов”.  

              Ещё одна узнаваемая героиня коллекции – Мария Лопухина, созданная по мотивам картины художника В. Боровиковского. Остальные куклы коллекции – светские дамы первой половины XIX в. в вечерних и  прогулочных нарядах, амазонках, плятьях-шемиз, кашмирских шалях и шляпах-кибитках – демонстрируют моду своего времени. 
   

Другой премьерный зал музея отдан коллекции «Эклектика и Модерн», которая очень естественно смотрится в Самаре. Исторический центр нашего города построен во II половине XIX – начале ХХ вв. в период Эклектики и Модерна. Коллекция завершает начавшуюся с Готики историю моды. Девять кукол этой серии, как обычно, индивидуальны и привлекательны. Но в них нет персоналий, которые украшают другие коллекции. Поэтому речь здесь идет только об истории костюма, причём, исключительно женского.

Мода II половины XIX – начала ХХ вв. - это мода большого города. Она предлагала дамам разнообразные варианты дневных костюмов и роскошные вечерние платья, которые и представлены на куклах.

 


 

 

С 23 августа 2012 года

 

Выставка «Другой» приглашает зрителя встретиться с постоянно меняющимся миром художника Юрия Ивукина. «Как важно не быть серьезным» - можно подумать над виртуозными деревянными Буратинами, но уже через мгновение философские скульптуры «Странники», «Женщина с ребёнком», «Камень» не оставляют места детской забаве.    

На выставке представлены скульптура (металл, камень, дерево, пенобетон), арт-объекты  и многое другое (всего 48 экспонатов), представляющее сложный и яркий образный мир Юрия Ивукина.

Юрий Ивукин - учитель истории и английского языка. У него нет профессионального художественного образования, зато есть жадный интерес к эксперименту как к способу постижения мира. Он - художник самарского цирка, что расширяет его художественные интересы и возможности.

Как художник Юрий Ивукин начинал с резьбы по дереву и деревянной скульптуры. Владение этим материалом достигло такого мастерства, что художнику удается обмануть зрителя, выдавая его, например, за металл.

Следующим шагом стали экспериментальные объекты из разнообразных металлических деталей, среди которых часовые детали, запчасти швейных машин и других механизмов,  велосипедные и автомобильные цепи, лезвия старых коньков и многое другое.  Созданные объекты получались разными. Некоторые из них можно назвать скульптурой, некоторые – инсталляцией, другие – арт-объектами. Вообщем, «шындр-мындр», как назвал это сам Юрий Ивукин.

 

Скульптуры из камня – новые работы, которые выставляются в музее впервые. И в этом «весомом» материале художник остается верен себе, отменяя любую иерархию образов.   

 

Современное искусство невозможно представить без “искусства объекта” — самого свободного и многоликого направления в изобразительном искусстве, сложившегося в XX веке. Начиная от коллажей Пикассо и рэди-мэйдов Дюшана, повседневная вещь снова и снова проникает в сферу искусства, а искусство заимствует у мира повседневных вещей их символику и пластику. Сегодня разнообразные формы этого взаимодействия можно увидеть практически в любом музее современного искусства. Так что на время этой выставки Детская картинная галерея, безусловно, становится музеем современного искусства.

 

Выставки будут работать в Детской картинной галерее в течение сентября 2012 г.

 


 

 

С 5 ноября 2012 года

 
 

 

 

 
         

 Открытие

 

С 5 сентября 2012 года открылся выставочный марафон победителей, призеров и дипломантов конкурса «Жигулевская палитра-2012». Более тысячи работ были представлены на выставках, которые пройдут в Самаре с 5 сентября по 28 ноября 2012 года.

Завершились конкурсные просмотры творческих работ участников в рамках XVII Всероссийского конкурса молодых дарований по изобразительному искусству «Жигулевская палитра-2012». Проект реализуется при поддержке министерства культуры Самарской области. Организатор Конкурса и всех сопутствующих мероприятий - государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство социокультурных технологий».

Конкурс проводится с 1995 года. Всего за время фестиваля в нём участвовали юные художники из 40 регионов РФ, около 15 стран СНГ и дальнего зарубежья. В разные годы среди его участников были детские художественные школы и школы искусств из республик Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Ямало-Ненецкого округа, Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Сахалинской и Челябинской областей. В Конкурсе участвуют и зарубежные страны - Япония, Великобритания, Таиланд, Франция, Индия, Польша, Украина, Израиль, Германия.

Семнадцатый конкурс получился масштабным, многоплановым, многопрофильным. В нем приняли участие 2070 юных художников из 92 образовательных учреждений, представив 2800 творческих работ.

В 2012 году Конкурс посвящен знаменательным историческим датам - 1150-летию зарождения российской государственности и 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года.

С 5 сентября по 28 ноября 2012 года прошли три выставки:

- «Отечеству - с любовью!»
Самарский областной художественный музей (ул. Куйбышева, 92)
5 - 20 сентября 2012 года
- «Величием своей судьбы страна гордиться вправе!»
19 сентября - 25 октября 2012 года
Детская школа искусств № 8 «Радуга» г.о. Самара  (ул. Димитрова, 39)
- «Питомцы славы всенародной - героев наших имена!»
ЦРК «Художественный» (ул. Куйбышева,105)
4 - 22 октября

С 5 - 28 ноября  2012 года выставка «Военная слава России!»  проходила
в муниципальном музее «Детская картинная  галерея» г.о. Самара              (ул. Куйбышева, 139)

 
 
 
 
 

 

Продолжает работу выставка "Эксклюзивная кукла особняка Клодта". Вниманию зрителей представлены две коллекции: "Ампир и бидермайер" и "Эклектика и модерн".

 

 

 

 
 

Коллекция кукол "Эклектика и модерн"

 

Коллекция кукол "Ампир и бидермайер"

 
 

 


 

 

С 3 декабря 2012 года

 

Открытие

 

В Самарском Музее «Детская картинная галерея» 3 декабря 2012 года открылась выставка студентов отделения изобразительного и декоративно-прикладного искусства ФХО Поволжской государственной социально-гуманитарной академии «Образы пейзажа в живописи и графике».

На выставке представлено более пятидесяти живописных и графических работ. Жанр пейзажа занимает значительное место в учебном процессе и личном творчестве студентов отделения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которое было в 1994 году открыто известным самарским пейзажистом Заслуженным деятелем искусств России, профессором Ю.И.Филипповым. Долгие годы с кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства сотрудничали такие мастера пейзажа как Заслуженный художник России И.Е.Комиссаров, Заслуженный художник России В.З.Пурыгин.

Творческая база Самарского отделения Союза художников России на Бахиловой поляне многие годы является местом проведения пленэрных практик.  Все эти факторы повлияли на сложение устойчивого интереса к пейзажу у студентов.               

В процессе обучения студенты неоднократно обращаются к пейзажу. Создание городского и сельского пейзажа, в том числе со стаффажем, является частью курса обучения дисциплине «Композиция»,  «Графика».

Основы реалистического метода работы в пейзаже осваиваются, прежде всего, на пленэрных практиках, которые являются ежегодными на протяжении всего периода обучения в ВУЗе. Ежегодные выставки пленэрных работ как персональные, так и коллективные стали традицией на отделении изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Часть этюдных работ присутствует в экспозиции выставки «Образы пейзажа в живописи и графике».

На выставке представлены и  выпускные квалификационные работы в жанре пейзажа различного тематического диапазона: от камерного, лирического отражения природы до эпического панорамного пейзажа. Отобранные для выставки работы демонстрируют многообразие творческих приемов.

        Особый раздел -  пейзажная графика. Наиболее ярко раскрывается она в теме городского пейзажа. Современная Самара, а также знакомые всем исторические объекты городской среды, уютные дворики, тихие улочки, знакомые всем с детства, изображены в сериях графических листов, выполненных акварелью,  тушью и другими материалами.

 

 

В музее продолжает работу выставка "Эксклюзивная кукла особняка Клодта".

 

Представлены две коллекции: "Ампир и бидермайер" и "Эклектика и модерн".

 


 
 

 

 

С 25 декабря 2012 года

 

Открытие

 

Мир – одно из самых многозначных слов в русском языке, включающее в себя смыслы от множества Вселенных до внутреннего содержания человеческой психики. В узком понимании мир – некое отделенное от других пространство существования. Для современных детей часто таким пространством существования становится мир виртуальный, при этом ребенок теряет навыки общения с миром реальным, предметным, вещественным.

В связи с этим для авторов выставки было важным создание предметной художественной среды, которая эмоционально воздействует на ребенка-зрителя, побуждает к сотворчеству и дальнейшему осмыслению увиденного. Выполняя детали интерьеров, художники ставили главной задачей не иллюзию реальности, а создание самостоятельных, эстетически значимых миров-пространств. Зритель, попадая в созданные «миры», встречается не с муляжом или реконструкцией реальной среды, а с созданным художником миром.

Выставка «Другие миры» - это интерактивное путешествие по 5-ти  тематическим залам, полное неожиданностей и погружающее зрителя в самые разные пространства, которые ему предлагается освоить через игру. Экскурсовод, ведущий зрителя по выставке «Другие миры», выступает не в традиционной роли интерпретатора, а становится проводником-аборигеном по неизведанным мирам.

 

 

 

Первый зал посвящен очарованию технической мысли, эстетике механизма. В нем представлены скетчи (скетч - англ. sketch, буквально — эскиз, набросок, зарисовка) концепт-кара Lada X-Ray английского дизайнера Стива Маттина, на данный момент главного дизайнера Волжского автомобильного завода (Благодарим ОАО АВТОВАЗ за предоставленные дизайнерские разработки), а также демонстрационная модель двигателя, карданный вал и другие узлы автомобиля, предоставленные региональным отделением ДОСААФ России Самарской области.

 

 

 

 

 

Второй зал приглашает зрителей на улочку старинного города, где за закрытыми окнами и дверями ждут свои сказки и тайны.

 

 

 

 

 

 

Еще один зал – мир детского творчества из Золотого фонда Детской картинной галереи. Не смотря на кажущуюся традиционность экспозиции, пространство детских работ требует от зрителя особой чуткости восприятия.

 

 

 

Следующий зал погружает зрителя на морское дно к развалинам античного города Гелика, а «Словарь искусств» - в мир авторской куклы Алисы Якиманской.

 

 
 

      

 

Выставка «Другие миры» провоцирует зрителя, в первую очередь ребёнка, на отказ от стереотипного восприятия мира и развивают в нём творческое начало. Стратегическая цель выставки – воспитание «идеального» музейного зрителя, который умеет эмоционально воспринимать среду, предложенную музеем, и наделяет ее собственными смыслами и ценностями.

 

Выставка «Другие миры» будет открыта для посетителей МДКГ

по адресу: ул.Куйбышева, 139  в январе-феврале-марте 2013 года.